Зачем нужен?
За счет проведения анализа складских запасов ABC/XYZ можно достичь:
- выявления лидеров продаж, нерентабельных продуктов;
- соотнесения расходов, доходов на основе запасов для организации работы;
- избавления от неликвидной продукции, оптимизации затрат склада, возврата в оборот денег с реализации товарного сегмента;
- формирования внутреннего складского контроля, применения нового подхода к закупкам;
- создания эффективного сбыта, потребления продуктов.
Исследование проводится поэтапно. Вначале используются методы группировки продуктов. Выведенные итоги заносятся в одну таблицу, оцениваются. На их основе выстраивается маркетинговая политика.
Анализ ABC
В методической основе находится принцип "20/80": 20% изделий дают 80% доходности, затратности; 20% поставщиков перекрывают 80% организационных потребностей. Применяется исследование так: товары, материалы группируются на А, В, С группы (наиболее ценные, средние по цене, наименее ценные), по ним строится отчет о выручке, принимается управленческое решение. Первые составляют 20% от ассортимента, дают 80% выручки, вторые 30/15, третьи - 50/5.
Анализ XYZ
При подходе товары группируются на группы: стабильные, средние, нестабильные по объему продаж. Метод дает оценить разовость продаж или постоянство клиентского запроса.
Вывод
Соединение исследований помогает сортировать продукты на категории по продажам, выявить фаворитов, формирующих большую выручку и неизменный спрос, отсеять неликвидную продукцию, повысить рентабельность компании.